Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 08.07.2024, 12:49

Готовые домашние задания

Меню сайта
Категории раздела
Ахматова [8]
Сочинения
Астафьев [6]
Сочинения
Алексин [1]
Сочинения
Наш опрос
Какой ваш любимый урок?
Всего ответов: 145
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Сочинения

Главная » Статьи » Ахматова

Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля». (Восприятие, истолкование, оценка.)


Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала 
соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и 
судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. 
Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к 
ощущению общности с ним. Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира. 
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения, 
сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так: «Не с теми я, кто бросил землю/ На 
растерзания врагам». А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за 
границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею 
курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться 
как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее поэтический голос 
приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением 
общечеловеческих страданий. 
Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет 
двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по которой ходят 
люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные 
образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку. 
В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на 
отрицании тех действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма: «В заветных ладанах не носим на груди, / О 
ней стихи навзрыд не сочиняем …». Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного взгляда на 
Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории 
свидетельствует о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия, которые родная земля 
«приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет 
никакого вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость патриотизма Ахматовой. Любовь к России 
не является для нее итогом пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей 
изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоко! 
м и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей ощущается даже не 
на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам 
предначертано телесно слиться с нею – после смерти: «Но ложимся в нее и становимся ею, / Оттого и зовем так свободно – 
своею». 
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь 
параллельных отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную «настойчивую» 
информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба. 
После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена размеров на протяжении одного 
стихотворения – явление достаточно редкое в поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для 
противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным лирическим героем 
родная земля. Заявление это носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим повтором: «Да, для нас 
это грязь на калошах, / Да, для нас это хруст на зубах …». И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется 
четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания, которые находят опору в 
бесконечной глубине заключенного в них смысла. 
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах – чувством родины, болью о родине, и 
эта тема звучала в ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная 
дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа». (К. Чуковский) 

Категория: Ахматова | Добавил: andreev007 (13.02.2011)
Просмотров: 1000 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz